
22 сентября депутаты «прокатили» закон, позволяющий одним росчерком губернаторского пера выделять земли Севастополя инвесторам. Несмотря на то, что закон призван упростить жизнь в том числе и резидентам СЭЗ, а также способствовать появлению новых социальных и инфраструктурных объектов города, в нём содержатся и очень спорные пункты, касающиеся деятельности и уже возведенных объектов застройщиков. Именно эта категория инвесторов в настоящее время является наиболее активной в плане предложений и имеет мощное лобби в административных кругах.
Губернатор Сергей Меняйло сосредоточен на социальном эффекте отвергнутого парламентариями закона и стоит на том, что практика бесконкурсного выделения земли под социально значимые объекты, сложившаяся в России, правильная. Он собирается вносить закон повторно.
Напомним, что депутаты отказались принимать закон «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя в аренду без проведения торгов». По их мнению, поддержанному прокуратурой Севастополя, этот закон коррупциогенный.
В ходе пресс-конференции в правительстве Севастополя, посвященной прошедшей выставке Крым-Юг России, Сергей Меняйло пообещал, что закон будет внесен повторно. Дать чёткого объяснения, почему закон должен приниматься именно в отвергнутой редакции, губернатор не смог, но сослался на потенциальных инвесторов, которые не могут получить землю под строительство на «благоприятных условиях», то есть без конкурса и по заниженной цене.
«Принцип один. Если мы говорим, что мы предоставляем на конкурсной основе, то есть аукцион проводим, то это цена, которая выходит на аукционе, она потом вкладывается в квадратный метр», - объяснил риски Сергей Меняйло.
Губернатор объяснил журналистам, что такое социально значимый объект, отметив, что к ним вполне можно причислять даже супермаркет в отдаленном микрорайоне типа Казачьей бухты. По его словам, жители Казачьей бухты неоднократно просили его построить в районе супермаркет.
«Мы будем вносить этот закон повторно. Будем дополнительно рассматривать в этом законе критерии и соответствующие исполнения этих критериев», - сказал Сергей Меняйло, отреагировав на претензии городского парламента, что закон не содержит никаких норм, а попросту оставляет правительство с инвестором "наедине" с полной свободой действий при заключении договора.
Губернатор попросил присутствующих в зале участников выставки «Крым-Юг России» рассказать, как происходит выделение земли под их проекты, например, в Белгородской области.
«Была встреча с губернатором, мы пришли к нему и говорим: Евгений Степанович, дайте возможность построить жильё комфорт-класса по цене эконом-класса. Он отвечает: "Пожалуйста, вот вам пять гектар, вот цена – 33 миллиона, я вам отдаю за 13, но построить надо за пять лет"», - поделился своим опытом получения земли под застройку в своем регионе один из участников выставки.
Сергей Меняйло предположил, что если бы этого инвестора пустили через аукцион, то он ушел бы в другой регион. Слова губернатора поддержал ещё один участник пресс-конференции, которого Меняйло назвал своим другом - организатор в Севастополе выставки "Крым-Юг России" и концерта "Ласкового мая" на площади Нахимова Андрей Разин. Он рассказал, что свободно-экономическая зона и подразумевает принятие подобных законов, чтобы облегчить условия инвесторам, занимающимся социальными проектами, а препятствовать строительству социально-значимых объектов, по его мнению, непатриотично.
Напомним, что на открывшейся осенней сессии законодательного собрания губернатор Севастополя сетовал на невозможность заставить инвесторов строить вместе с новыми жилыми кварталами школы и детские сады, а также на удорожание из-за конкурсных процедур квадратного метра жилья, которое правительство закупает по лимитированным ценам для исполнения социальных программ, в частности, по переселению людей из ветхого и аварийного жилья.
Эта программа должна быть реализована до конца 2015 года, для закупки новых 238 квартир государством выделено 330 млн. руб.
Сроки выполнения госпрограмм и необходимость освоения федеральных средств, вероятно, являются одним из факторов, влияющих на безотказность губернатора инвесторам-застройщикам.
Им-то, конечно, выгодно не только строить дома за счет госзаказа на полученных по льготным условиям новых и легализованных старых земельных участках, но и продавать 85% находящихся в новостроях квартир по коммерческой цене. Ведь по предложенному правительством законопроекту, лишь 15% жилых и нежилых помещений в построенных домах будут переданы в собственность города.
К слову: согласно открытым данным, к началу 2013 года в России сняты с должности около 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов. Основными причинами являются махинации с госимуществом и ущерб, нанесенный бюджету.
Дмитрий Осипенко