
Каждый кризис имеет свою специфику, но каждый раз поведение покупателей жилья меняется, а застройщики и риэлторы вынуждены под него подстраиваться. Клиент в кризис стал более требовательным и острожным. Ведь теперь его время – недвижимость России стала рынком покупателя. Какие же новые тренды появились в поведении покупателей за последние полтора года?
1. Увеличение времени принятия решения о покупке. Если в докризисный период между первым посещением объекта и подписанием договора проходило от 3 до 5 недель, то сейчас клиенты не торопятся со сделкой, и легко могут потратить на поиск от нескольких месяцев до полугода.
На первичном рынке сегодня нет лихорадочного спроса, тем более, когда девелоперы постоянно предлагают всё новые и новые скидки ввиду падения продаж. В то же время, большой дисконт отнюдь не является гарантией хороших продаж. Граждане, помня о кризисе 2008-2009 гг., внимательно изучают застройщиков, оценивая вероятность их банкротства.
2. Подача заявки на ипотеку сразу в несколько банков, а не в один-два, как это было еще пару лет назад. Дело в опасениях клиентов, что им не одобрят кредит. Поэтому подобным своим поведением они страхуются на случай отказа.
3. Больше запросов на покупку квартир с отделкой в новостройках. Клиенты хотят получить продукт, в который не нужно дополнительно вкладывать сотни тысяч - жилье должно быть со стяжкой, выровненными стенами, готовыми коммуникациями. Такие пожелания объясняются падением платежеспособности и желанием сэкономить, тем более что стоимость стройматериалов с учетом курса доллара существенно повысилась. Ипотечным заемщикам тоже важно приобрести уже готовое жилье, так как деньги на аренду квартиры во время ремонта – совершенно ненужные затраты.
4. Покупатели стали активно торговаться, даже если этот активный торг не имеет оснований. Желание уменьшить цену продиктовано ожиданием снижения цен, и это лишает покупателей понимания, что продавец скорее снимет объект с продажи, чем отдаст с большим дисконтом.
5. Во всех сегментах строящегося жилья покупатели стали с большой осторожностью покупать жилье на ранних этапах, ведь в кризис риск недостроя существенно повышается. Поэтому репутация девелопера сейчас входит в число главных параметров выбора наряду с ценой, транспортной доступностью, планировкой и инфраструктурой. Если эти пять основных критериев соответствуют требованиям покупателя, то некоторыми (например, этаж, вид из окна или конструктив) он сегодня готов пренебречь.
6. Снижение числа инвестиционных покупок. В бизнес- и премиум-классе доля инвестиционных сделок упала почти в два раза. В целом же, несмотря на общее снижение активности, на первичном рынке сохраняется довольно устойчивый спрос, особенно в сегменте массового жилья. Это объясняется привлекательными ценами, которые по уровню не превышают показателей 2014 года, и возможностью воспользоваться ипотекой с господдержкой.
7. Покупатели недвижимости заметно «помолодели». Молодые семьи, менеджеры среднего звена, участники различных государственных программ активно решают квартирный вопрос. Предложений эконом- и комфорт-класса для данной целевой аудитории предостаточно в любом регионе.
8. Покупателей по-прежнему интересует оптимальная цена и транспортная доступность. Многие ищут разумный компромисс, ведь на рынок новостроек за последний год вышло большое количество новых объектов комфорт- и эконом-класса по доступной цене.
9. Смещение спроса в сторону
10. Увеличение доли собственных средств при покупке квартиры в ипотеку. Если ранее большинство в качестве первоначального взноса вносили порядка 20% от стоимости квартиры, то сейчас этот показатель возрос до 35%. Это связано с тем, что покупатели более осознанно и взвешенно подходят к решению о покупке и кредиту.
11. Увеличение срока кредитования. Если раньше он составлял 10-12 лет, то сейчас достиг 12-14 лет. Это связано с тем, что покупатели стараются снизить риски и предпочитают оформить кредит на более долгий срок.
12. Снижение интереса к апартаментам. Если в предкризисное время данный формат начал приобретать популярность благодаря более низкой цене, то сейчас, когда на рынке полно бюджетных предложений квартир, а на апартаменты не действуют условия льготной ипотеки, интерес к ним заметно снизился.
© Сергей Петров,