Государственная резиденция в крымском Форосе прочно ассоциируется с изоляцией первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева в дни путча 1991 года. После распада одной страны и рождения новой о даче, где то ли был в заточении, то ли отсиживался «минеральный секретарь», почти забыли — и напрасно, ведь комплекс на южном берегу полуострова сыграл немалую роль в событиях 25-летней давности.
Настоящее название так называемого «Фороса» или «дачи Горбачева» — Государственная дача №11, объект «Заря». Имя «Форос» прочно «приклеилось» к резиденции, хотя расположена она не в одноименном крымском поселке, а примерно в двух километрах от него.
«Заря» состоит из нескольких зданий, многие из которых невозможно разглядеть со стороны. Помимо главного корпуса, предназначавшегося первым лицам страны, на участке есть служебно-административный корпус, центр досуга с кинозалом, бильярдной и тренажерным залом, технические постройки. А еще — теннисный корт и вертолетная площадка.
После распада Советского Союза резиденция, как и некогда «наш» Крым, перешла в ведение украинских властей. А после включения полуострова в состав России контроль над дачей обрело Управление делами президента РФ. Тогда «Форос» пережил второй за всю историю своего существования «звездный час» — СМИ тут же бросились оценивать крымские госдачи, утраченные Украиной и обретенные Россией.
Считается, что идею строительства новой дачи для первого лица страны активно поддерживала супруга Горбачева Раиса Максимовна — отдыхать на любимой Леонидом Брежневым «Нижней Ореанде» ей не нравилось. Место под строительство резиденции выбрали неудачное — по мнению руководства КГБ. Участок просматривался со всех сторон, его окружали леса, позади проходила оживленная трасса, соединяющая Севастополь и Ялту. Обеспечить безопасность Горбачеву и его семье было непросто. Приближаться к даче, естественно, запрещалось, фотографировать, даже с «правильного» расстояния, — тоже.
С начала строительства дачи и по сей день «Форос» регулярно «топят»: слухам о том, что резиденция сползает в воду, нет конца, хотя с момента возведения комплекса прошло почти 30 лет, и пока он остается на своем месте. Участок, на котором возводили важный государственный объект, действительно, считался оползневым, поэтому все сооружения «Зари» строили на прочных сваях, упиравшихся в скалу.
Говорят, что дачу для Горбачева возводили в спешке, что не могло не сказаться на качестве строительства — конечно, негативным образом. В первый приезд семьи генсека в «Зарю» на дочь Горбачевых упал плохо прикрепленный деревянный карниз. Удар получился не сильным, но наказание не заставило себя ждать — ряд ответственных за стройку лиц лишились работы.
Несмотря на то, что Горбачев выступал за гласность, журналистов на госдачу в Форосе не пускали, а гражданам, фотографирующим окрестности резиденции, могли, как минимум, засветить пленку. Первые корреспонденты смогли пробраться в «Зарю» уже к концу августовского путча.
Информация о стоимости строительства резиденции в Форосе сильно разнится. В одних источниках называется сумма в 100 миллионов рублей, в других — в разы большие затраты. Во второй половине 1980-х один рубль равнялся примерно 1,5 доллара. Соответственно, дача обошлась стране в 150 миллионов долларов — по нижней планке.
В начале 2000-х у украинских властей, по данным газеты «Коммерсант», возникла идея превратить поселок Форос в «Давос для стран СНГ». До реализации дело так и не дошло. Считается, что многие политики на постсоветском пространстве невзлюбили Форос за его роль в путче 1991-го. После изоляции Горбачева на местной даче вся зона мыса Сарыч заработала плохую политическую репутацию.
И все же многие видные лица не забыли о «Заре» после августа 1991-го. В разное время резиденцию посещали нынешний глава «Роснано» Анатолий Чубайс, бывший мэр Москвы Юрий Лужков и даже принц Уэльский Чарльз.
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group: «Рыночная стоимость госдачи в Форосе с комплексом из трехэтажного дома, административного корпуса, сервисными зданиями и оздоровительного центра может оцениваться в сумму от 300 миллионов до 800 миллионов рублей, в зависимости от состояния объектов. После реконструкции ее стоимость увеличится в полтора-два раза, но в связи с мрачным шлейфом истории 25-летней давности вряд ли объект найдет нового собственника. Инвесторов, которые присматриваются к недвижимости крымского побережья, больше интересует новое строительство, чем объекты позднего советского периода, пусть и эпохальные в уникальном месте. Наиболее эффективным будет использование комплекса в качестве спа-отеля и экскурсионного исторического объекта — после реконструкции и оснащения современным оборудованием».
(c)