Главные тренды кризиса недвижимости 2016 от ведущих экспертов

Главные тренды кризиса недвижимости 2016 от ведущих экспертов
Главные тренды кризиса недвижимости 2016 от ведущих экспертов

Каждый кризис имеет свою специфику, но каждый раз поведение покупателей жилья меняется, а застройщики и риэлторы вынуждены под него подстраиваться. Клиент в кризис стал более требовательным и острожным. Ведь теперь его время – недвижимость России стала рынком покупателя. Какие же новые тренды появились в поведении покупателей за последние полтора года?

1. Увеличение времени принятия решения о покупке. Если в докризисный период между первым посещением объекта и подписанием договора проходило от 3 до 5 недель, то сейчас клиенты не торопятся со сделкой, и легко могут потратить на поиск от нескольких месяцев до полугода.

На первичном рынке сегодня нет лихорадочного спроса, тем более, когда девелоперы постоянно предлагают всё новые и новые скидки ввиду падения продаж. В то же время, большой дисконт отнюдь не является гарантией хороших продаж. Граждане, помня о кризисе 2008-2009 гг., внимательно изучают застройщиков, оценивая вероятность их банкротства.

2. Подача заявки на ипотеку сразу в несколько банков, а не в один-два, как это было еще пару лет назад. Дело в опасениях клиентов, что им не одобрят кредит. Поэтому подобным своим поведением они страхуются на случай отказа.

3. Больше запросов на покупку квартир с отделкой в новостройках. Клиенты хотят получить продукт, в который не нужно дополнительно вкладывать сотни тысяч - жилье должно быть со стяжкой, выровненными стенами, готовыми коммуникациями. Такие пожелания объясняются падением платежеспособности и желанием сэкономить, тем более что стоимость стройматериалов с учетом курса доллара существенно повысилась. Ипотечным заемщикам тоже важно приобрести уже готовое жилье, так как деньги на аренду квартиры во время ремонта – совершенно ненужные затраты.

4. Покупатели стали активно торговаться, даже если этот активный торг не имеет оснований. Желание уменьшить цену продиктовано ожиданием снижения цен, и это лишает покупателей понимания, что продавец скорее снимет объект с продажи, чем отдаст с большим дисконтом.

5. Во всех сегментах строящегося жилья покупатели стали с большой осторожностью покупать жилье на ранних этапах, ведь в кризис риск недостроя существенно повышается. Поэтому репутация девелопера сейчас входит в число главных параметров выбора наряду с ценой, транспортной доступностью, планировкой и инфраструктурой. Если эти пять основных критериев соответствуют требованиям покупателя, то некоторыми (например, этаж, вид из окна или конструктив) он сегодня готов пренебречь.

6. Снижение числа инвестиционных покупок. В бизнес- и премиум-классе доля инвестиционных сделок упала почти в два раза. В целом же, несмотря на общее снижение активности, на первичном рынке сохраняется довольно устойчивый спрос, особенно в сегменте массового жилья. Это объясняется привлекательными ценами, которые по уровню не превышают показателей 2014 года, и возможностью воспользоваться ипотекой с господдержкой.

7. Покупатели недвижимости заметно «помолодели». Молодые семьи, менеджеры среднего звена, участники различных государственных программ активно решают квартирный вопрос. Предложений эконом- и комфорт-класса для данной целевой аудитории предостаточно в любом регионе.

8. Покупателей по-прежнему интересует оптимальная цена и транспортная доступность. Многие ищут разумный компромисс, ведь на рынок новостроек за последний год вышло большое количество новых объектов комфорт- и эконом-класса по доступной цене.

9. Смещение спроса в сторону двухкомнатных квартир. Покупатели, особенно ипотечные, сейчас в 50% случаев выбирают двухкомнатные квартиры. При этом на сделки с однокомнатными приходится около 40%.

10. Увеличение доли собственных средств при покупке квартиры в ипотеку. Если ранее большинство в качестве первоначального взноса вносили порядка 20% от стоимости квартиры, то сейчас этот показатель возрос до 35%. Это связано с тем, что покупатели более осознанно и взвешенно подходят к решению о покупке и кредиту.

11. Увеличение срока кредитования. Если раньше он составлял 10-12 лет, то сейчас достиг 12-14 лет. Это связано с тем, что покупатели стараются снизить риски и предпочитают оформить кредит на более долгий срок.

12. Снижение интереса к апартаментам. Если в предкризисное время данный формат начал приобретать популярность благодаря более низкой цене, то сейчас, когда на рынке полно  бюджетных предложений квартир, а на апартаменты не действуют условия льготной ипотеки, интерес к ним заметно снизился.

© Сергей Петров, Портал недвижимости в Крыму MetrPRO.RU

Обсуждение статьи на ФОРУМЕ КРЫМСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ - там могут быть дополнения...

Добавлено 2016-03-20 в раздел Аналитика недвижимости в Крыму
Все статьи про недвижимости в Крыму

Предыдущие статьи